среда, 3 февраля 2016 г.

  ГЛАВНОЕ БОЛОТО ЕВРОПЫ
По статистике такой сухой осени на Украине не было более 50-ти лет.  Уже выкопали в деревнях  картошку, за неделю собрали все грибы,
начался листопад, а дождя ни капельки, считай три месяца – ни дождинки!  




 Уровень грунтовых вод, по заявлениям учёных, упал почти на 2 метра. Аномалия!  С точки зрения off-road мототуризма – шанс побывать там, где в дождливую осень не пройти и на танке! Спросите, а где?  Да там, где воды больше чем суши, правильно –в болоте.  А знаете где самое большое болото в Европе?  Думаете где-то под Питером? А вот и нет. По статистике на границе Белоруссии и Украины – Ольманские болота.  Где-то плюс - минус сто километров в диаметре, только пополам разделённое границей государств.  Ну, что же откладываю все дела и пытаюсь воспользоваться природной аномалией и поездить на мопеде по болотам.  Меняю гривны  на белорусские рубли, покупаю белорусскую страховку,  и ранним утром, что бы без очередей приезжаю на пограничный пост.  




И узнаю, что в Белоруссии  выборы президента  на носу, и во избежание белорусского «Майдана» украинцев с таким загранпаспортом, как у меня (визы Ирана, Афганистана, Мексики  и чёрт знает ещё чего),  да плюс родом с западной Украины сейчас ни за что не впускают в Беларусь. Четыре  часа культурно обыскивают и ненавязчиво проверяют и перепроверяют, культурно спрашивают и переспрашивают, а не найдя повода отказать во въезде просто  просят: «Не въезжайте, если, что, нам попадет, понимаете?» Понимаю, я ведь в СССР родился, всё помню,  а с приходом сейчас в Украине «демократов» это понимание даже расширил и углубил.  Не напрягай брови капитан, будешь майором,  я уезжаю!   Теперь меняю конец маршрута на начало, поеду в иную сторону теперь по территории только  Украины, мой GPS всё равно об этом не догадывается.  




Хорошо, что не далеко нужно возвращаться.  Не принимая неудачу близко к сердцу, погружаюсь в золотую осень полей и лесов, запаха костров и ранней свежести ночёвки в палатке.  А-а-а! Жизнь налаживается. Сколько нужно для счастья путешественнику? Колёса шуршат по дороге, лучи солнца, пробиваясь через листву придорожных деревьев, играют цветомузыкой осенней листвы, а главное, в какой бы ты не был глуши -  нет ни комаринки, ни малейшей мошинки, которая ещё месяц назад, сожрала бы тебя до костей без соли…  



Мой путь немного проходил по Чернобыльской зоне – сёла  Вильча и Полеское.  На минуту притормозил сделать фотографию  на центральной площади брошенного города 30 лет назад.  Не было не удивления, ни страха, или ещё чего ожидаемого, а чего не ждал, пришло – погружение в воспоминания 1986 года. Я вспомнил тот быт, что был тогда, те пере-пере-перемены, чем – то похожие на нынешнюю Украину,  то, что зомбоящик (телевизор) говорил тогда о Чернобыле.
 И тут пришла мысль, что всю историю человечества я воспринимаю в два этапа. До моего рождения – как сказку со школы, и последовательные события на которые есть собственное мнение. Смотря на старые руины,   сейчас с новым жизненным опытом, я  пытаюсь сравнить то, что отложилось тогда  в 1986 году в памяти и сейчас увиденное.  И прихожу к мысли о переосмыслении того времени. Почему так? Что это? Я что тогда смотрел не своими глазами?  И тут понимаю, что одно и то же увиденное мной в 15 лет и в 45 не одно и то же. Получается, что глаза, как часть мозга, тогда и сейчас разные.  




Абсурд?  Нет, не увиденное мной изменилось, поменялось мной понятое.  Наверное, не было бы больше у меня оппонента и  спорщика, поставь рядом сейчас со мной -  меня пятнадцатилетнего.  Как часто любимый фильм детства сегодня для вас так же самый любимый сегодня?    Ну и что, что мы так же, как иностранец слышим иностранную речь, для нас  это только звуковой шум, а для него может вершина мудрости. И тогда так… как сегодня в Украине. Разговор слепых с немыми. А если ведут для украинцев  визы белорусы и россияне, мы будем ментально отдаляться семимильными шагами.  УВАЖАЕМЫЕ ПУТИН И ЛУКАШЕНКО!!! ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ВВОДИТЕ ВИЗЫ ДЛЯ УКРАИНЦЕВ, БУДЬТЕ
УМНЕЙ, как бы вас к этому не подталкивали. Тогда 14 летние сегодняшние украинцы в 44 никогда не поймут 44 летних россиян и белорусов.  А это опасней любой атомной бомбы!




Пока думал об  увиденном,   добрался к так любимому бездорожью.  Мопед вооружён
самодельной электрической лебёдкой,   цепями на колёса, 9-ти сильным 125-ти кубовым моторчиком и главное сухим весом в 76кг. Сей раз груза минимум, не более 15 кг и 10 литров бензина.  Для разогрева проезжаю несколько грунтовых лессовых дорог в районе  овручского
района житомирской области (север Украины).
О ужас! Так сухо, что по дороге не нашёл ни одной лужи.  Где же вы ямы по пояс, в которых почти всегда есть жижа, но очевидно в этом году она высохла ещё месяц назад. 




Смотрю гештабовские карты. Северней и западней одни болота, я туда.  Еду я еду, любуюсь природой, как асфальт закончился, и начались  дороги мощённые камнем. Идеально ровные, узкие дорожки, построенные 200-300 лет назад.  По карте все они приравнены к асфальтным
дорогам, по карте их  не отличить от асфальта,  но ехать по ним быстрее 40 км в час зубоубийствен-н-н-но,  и сколько их в Украине никто не знает. Разбить их сложней, чем асфальт, поэтому они дожили до наших дней, и сейчас портят мне жизнь, вытряхивая мою печень на место почек.
Так добрался до конца села Кованка (N51 23 07 33 E28 05 08 43) и с облегчением съехал на песок. 



О, какой кайф! Пускай носит, пускай  местами еле ползу по сыпучему песку, но по
сравнению с  дорогой мощеным камнем это благодать.  Так доехал к озеру под названием «Дедово Озеро». По карте здесь болото, а по факту речка  Плотница полностью высохла, оставив от брода большую лужу.  Тут вспомнил, как служил в этих местах в армии, как вытянуть  весной с трясины ГАЗ – 66 не могли.  Ни день, ни два не могли,  я уволился через месяц, а машину так и не вытянули. А тут, чудеса и только, вот сушь, какая! Ну, нет, я на такую поездку не подписывался, надо ехать на настоящее Ольманское болото, оно ведь самое большое в Европе то!



За деревней Дроздынь (N51 38 40 94 E27 12 16 67)  сворачиваю на север, чтобы пересечь
знаменитое болото.  Дорожка с таким сыпучим песком, что если бы не было растительности, думаю, за год ветер бы надул дюны, как в Сахаре.  На встречу едут на тракторе селяне.  Хм, интересно,  откуда такая толпа народу едет, огороды, ведь давно убраны. Поздоровались, разговорились, разговор скорей ни о чём, мнутся и спрыгивают с вопросов. Обращаю внимание, на то, что они говорят на незнакомом мне языке, а мне всё понятно. Ёли! Да они гуторят на белорусской мове!  Я её только слышал по телевизору. 



Сколько раз был в Белоруссии, белорусскую речь не слышал нигде, ни в транспорте, ни
даже на деревенском рынке.  В армии сослуживцы белорусы не владели этим делом, вообще, хоть были и деревенские. А тут такое.  Так, что если в Белоруссии на белорусском  языке говорящих   не найдёте, не переживайте,  на северной Украине  можно найти аутентичных носителей  знаний - белорусского языка.  Ещё раз убеждаюсь, что мы все родня. 


К вечеру домучил 2 км по песку, не езда, а мука – не хватает движка, надо менять звёздочки.  Утром поменял ведущую звезду 16 зубов на 8 – вот теперь то, что надо, а болота всё нет. Песок такой, что только с ходу, остановился сразу сел. Песок часто меняется «типа» болотистыми местами с высохшим камышом по обочинам. На дороге много прогаченых мест (дорога сделана с брёвен), что говорит, что в иную погоду, здесь «засада», но сейчас
это лишняя преграда,  где застригает мопед.

Тут выезжаю на поле чудес, всё перекопано. Хм?
Здесь, что Буратины своих пять золотых посадили.  И тут вспоминаю о рассказах по телевизору, об искателях янтаря.  Мы все слышали о прибалтийском янтаре. Но, оказывается в Украине янтарь более разнообразен, от того и на много дороже.  Теперь понятно, откуда ехали селяне, скорей всего с раскопок, этого янтаря, а так как это дело не законное они на все мои вопросы скорей увиливали, чем сказать честно,  ввели меня в недоумение. 





 

Перед поездкой скачал с интернета все карты и фотоснимки, которые только смог. А их
оказалось не мало, и везде отличное качество. А оно всегда так, ещё лучше самый большой враг хорошего. Одним словом потерялся я в своем GPS  и по ошибке  поехал по дороге, но не той. Песок полностью пропал, еле видно колею в болотной траве. 
Скорость километров 20 в час, только успевай кочки объезжать.  Ехал пока понял, что не туда пилю. Вышел с космоснимков,  посмотрел генштаб и обалдел. Я пилю по зимнику уже 7 км, по болотам глубиной в один метр, если верить карте… и со скоростью 20 км в час, если верить GPS.  Что за чудеса?
Осмотревшись, понимаю, болота все высохли… ВООБЩЕ!!!   От канала  с водой остался только ров, вот почему удалось сюда доехать.  В этот миг, для меня абстрактное потепление
климата превратилось в конкретную ситуацию. 



Возвратившись назад, к песку.  Теперь смотрю карты, чего смотреть космоснимки если преград практически нет. Так доехал до озёр с космическими названиями Сатурн, Марс, Венера. (N51394659 E27 04 29 91) Их так наверно назвали из-за неприступности. Наверно скоро придётся переименовывать  их в Сухое, Бывшее, Мелкое.  И точно, канал разделяющий  дорогу и озёра полностью пересох.  Нет ни рыбы, ни лягушки, ни цапли…  Подъезжаю к броду, как я переживал, что его не пройду, а воды там всего по колено. Лишь по  берегу линия, где обычно стоит вода, минимум плюс метр воды, а то и больше в дождливый год.  Сами озёра удивили не меньше. Их нет.  То ли их спустили, что бы янтарь  мыли, то ли они высохли, но вот вам
фотография, судите сами.




Встречаю знак заповедник. Вот те да, ведь этой информации нет ни на картах, ни в
интернете, нигде. И тут через минуту нахожу объяснение  -  в заповеднике копать янтарь, большое преступление, авось кого напугают.  Заповедник, не заповедник, а болото вокруг горит.
Говорят, что когда торф имеет влажность меньше 40%, он воспламеняется сам.  Пытаюсь пройти несколько шагов между плавунами, которые горят и понимаю, что под ногами не жижа, а твёрдая поверхность. Прохожу 200 метров и срочно назад, такое удушье от дыма и вони горелого, что чуть не теряю сознание.  Ловлю себя на мысли, что всё к чему готовился противоположно на 180 градусов. Надо было вместо болотных сапог брать противогаз!




 Уже ближе к деревни Переброды  попадаю снов  на лунный пейзаж от добычи янтаря. Душа
наливается возмущением от такого природопользования. В деревни захожу в магазин  купить минералки. Кокой-то бомжеватый мужичёк пытается поговорить. Я ему с упрёком, что же вы делаете с природой, от добычи янтаря скоро будете жить на луне.  Его ответ меня поразил: « Лучше мы на своей земле возьмём янтарь, чем иностранные компании у нас под носом. Всё продали, только земля осталась и мы на ней, как насекомые - вредители для чужого
капитала. Но мы назло буржуям живучи». 




А природа?
А что, когда добывают уголь  терриконов меньше? А знаете, на что похожи реки на Колыме, Аляске или в Бразилии,  где добывают золото, или нефтяные буровые чище?  Но компании платят властям, поэтому это не вредно.  А мы для них вред? Да без янтаря мы вымрем.  Обратите внимание, сколько новых домов строится в селе!»  Потом мужик долго рассказывал, как местные менты - феодалы и столичные цари борются с населением, чтоб люди не добывали янтарь, ведь все это добро царей из Киева и их зарубежных хозяев.  Не я судья, но  пьяный бомж меня переубедил - пускай будет хорошо людям, а не царям… Еду и  действительно, сёла не похожи с руиной черниговской или николаевской области, где нет янтаря, сёла здесь скорей похожи на пригород Киева.




Всё пересёк болото, теперь возвращаюсь, назад пересекать  Ольманское болото в иную сторону  на 20 километров южнее. А может там есть то, зачем я сюда приехал – болото, а?  Э-э-х!
В деревне Великий Черемель (N51 32 07 06 E26 58 44 40) бобер меня разочаровал окончательно. Он бедняга сбежал с трясины  в деревню,  в выкопанную лужу, где купались дети,  и где есть ещё вода,  поселившись  прямо возле дороги. Представляете торфяные
топи на сотню километров, а бобёр селится в селе возле дороги и пляжа???
Настоящий Ольманский беженец! Это уже скорей не засуха, а экологическая катастрофа, вот оно – ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ!!! 



Дорога назад через болото к деревне Ельное (N51 27 12 29 E27 07 29 51) такой же сыпучий
песок в бескрайнем море камыша. Сказать, что ездить по песку просто было бы не правда, но это совсем несоизмеримо, если бы я ехал здесь весной или в дождливое лето по песочным бездонным лужам и торфяным плавунам. Я не знаю благодарить природу за такое лёгкое путешествие, или ругать, но я побывал, где планировал и не планировал и увидел всё что хотел, а могло бы быть, что и ста метров здесь не проехал, а так бывает здесь точно! Да и на белорусов я не в обиде, не каждый же год у них демократические выборы, а в Украине государственные перевороты.  Дай Бог устаканится, и путешественников украинцев не будут всех считать террористами. 



       

 

3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо рейдеру Savl за редактирование рассказа!

    ОтветитьУдалить
  3. Что тут сказать, кроме как снятие шляпы пред ГУРУ?
    Рома, ты молодец.
    В который то раз!!!

    ОтветитьУдалить